Психиатрия, консультации пациентов, общение. Шизофрения, депрессия, деменция, эпилепсия, страхи. Нейролептики, антидепрессанты, антиэпилептические препараты. Благотворительность. Всё это можно обсуждать здесь. На форуме используется только литературный русский язык. Объявления и торговля лекарствами не допускаются (для них есть бесплатная доска объявлений — см. ссылку внизу или ищите на Портале)! Избегайте оффтопика (см. пояснения к разделам под каждой ссылкой). Раздел «Общение пользователей» — это для всех и на разные темы.
"Нейротеология" — область исследований, которая стремится понять связь между мозгом и религиозными/духовными явлениями (Newberg AB, 2018). Ее область простирается от философских и теологических вопросов до практических приложений, которые могут иметь важные последствия для неврологии и психиатрии. Первая часть термина "нейро» включает когнитивную нейронауку, нейровизуализацию, психоневрологию, исследования сознания и даже антропологию и социологию. Другая часть термина должна включать не только собственно теологию, но и все способы, которыми люди взаимодействуют с религией и духовностью, то есть, религиозные и духовные верования, практики, ритуалы и переживания. Следует иметь ввиду, что "нейротеология" — это не просто нейробиологическая оценка религии или религиозная оценка нейробиологии. Нейротеология должна быть открыта для обеих сторон, чтобы научные исследования проводились максимально строго, а также чтобы религиозные или духовные элементы сохранялись с максимально возможной целостностью. Например, если бы мы проводили научное исследование, в котором хотели бы проверить, снижает ли молитва с четками тревожность, нам нужно тщательно спланировать исследование, чтобы гарантировать точность данных, а также быть уверенным в том, что сила и статистика дают значимые результаты. Но также важно, чтобы сама молитва с четками совершалась правильно и людьми, которые верят в нее и полностью вовлечены в ее практику. Если бы мы изучали группу атеистов, которые не верят в эту практику, а затем обнаружили, что она не снижает тревожность, это была бы неадекватная оценка этой практики и ее эффектов (Newberg A. et.al., 2025). Религия может влиять на употребление алкоголя и психоактивных веществ на разных стадиях, включая инициацию, степень употребления, влияние на жизнь и способность бросить и восстановиться. Отношение к употреблению алкоголя и психоактивных веществ сильно различается в разных религиях. Некоторые религиозные группы строго запрещают употребление алкоголя и психоактивных веществ, в то время как другие не одобряют чрезмерное употребление без прямого запрета. Интересно, что некоторые духовные традиции разрешают употребление алкоголя, включая вино в ритуалы, а некоторые используют психоактивные вещества, такие как пейотль, аяуаска и гашиш, в духовных целях (Lyttle T. et.al., 1988). Более того, религиозные доктрины часто пропагандируют прощение, благодарность и надежду- качества, которые по своей сути полезны для психического здоровья.
Чем полезны молитва и медитация?
Некоторые авторы полагают, что различные духовные практики могут быть полезны в области интегративной психиатрии. Последняя включает такие практики, как медитация и молитва, работы в области психоделических состояний, особенно тех, которые вызывают духовные переживания. Молитва и медитация часто упоминаются как наиболее часто используемые механизмы преодоления, когда люди сталкиваются с различными проблемами со здоровьем или стрессорами.
Почему люди склонные прощать и благодарить имеют более хорошее психическое здоровье? Известно, что люди, которые часто прощали, имеют более низкие уровни депрессии и тревоги. Аналогичным образом, благодарность, которая часто поощряется в религиозных учениях, связана с улучшением настроения и общим благополучием.
В каких случаях религиозная деятельность вредит психическому здоровью и окружающим?
Важный момент о нейротеологии в контексте интегративной психиатрии также касается определений. Как следует определять духовность или религиозность? Конечно, такие определения различаются в зависимости от опыта человека, который их дает. Психиатры имеет свое определение духовности по сравнению с когнитивными нейробиологами, и особенно теологами, социологами или антропологами. В контексте психиатрии существуют другие определения, которые важно оценить, такие как "разум", "сознание" и даже "душа", не случайно даже в начале прошлого века психические расстройства обозначились, как "душевные болезни". Несмотря на то, что духовность и религиозность могут обеспечить значительную пользу для психического здоровья, существуют контексты, в которых религиозная деятельность может иметь пагубные последствия для психического здоровья. Известными примерами являются культы, а также террористическая деятельность. . В обоих случаях глубокие религиозные убеждения приводят людей к разрушительному поведению как для себя, так и для других в обществе. Культы, часто характеризующиеся экстремальными и манипулятивными религиозными идеологиями, которые могут оказывать глубокое неблагоприятное воздействие на психическое здоровье. Лидеры культов обычно оказывают значительный психологический контроль над своими последователями, используя такие тактики, как изоляция, индоктринация и насилие, чтобы поддерживать доминирование и подчинение. Воздействие на психическое здоровье участия в культе может быть серьезным и долгосрочным. Такие методы, как промывание мозгов, принудительное убеждение и реформирование мышления, являются обычным явлением, которое приводит к когнитивному диссонансу стрессу среди членов. Манипулирование может привести к потере личной идентичности, повышенной тревожности, депрессии и даже психозу в некоторых случаях (Singer MT. et.al., 2003). Люди, вовлеченные в религиозный терроризм или пострадавшие от него, испытывают ряд психологических травм, от радикализации до посттеррористического стресса. Радикализованные лица могут испытывать когнитивную ригидность, моральную отчужденность и повышенную агрессию. Эта радикализация может привести к отчуждению от семьи и общества, что еще больше усиливает психологический стресс (McCauley C,et.al., 2008).
Как религиозность связана с депрессией?
Религиозность коррелирует с более низким уровнем депрессии, тревожности и злоупотребления психоактивными веществами (Koenig H, et.al., 2012). Эти эффекты, как правило, оказывают защитное действие на протяжении всего жизненного цикла, в том числе в детском и подростковом возрасте.
Выводы
"Нейротеология" — область исследований, изучающих связь между мозгом и религиозными/духовными явлениями Важный момент о нейротеологии в контексте интегративной психиатрии также касается определений. Религиозность коррелирует с более низким уровнем депрессии, тревожности и злоупотребления психоактивными веществами
Этот форум использует куки (Cookie). Это делается с целью обеспечить удобство пользования сайтом и реализовать ряд необходимых функций, в частности авторизацию пользователей. Наш форум не использует куки для сбора конфиденциальной информации о Вас и Вашем компьютере. Но если Вас не устраивает использование куков, Вы можете отказаться от него. К сожалению, в таком случае мы не сможем обеспечить для Вас полноценное функционирование форума.